Обращение сети НКО «Ачык кенеш» о внесении изменений в Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Президенту Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаеву

Депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Сегодня 21 июня 2016 года в Комитета конституционного законодательства, государственного устройства, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК КР будет рассматриваться во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», инициированного депутатами ЖК КР: Г.Скрипкина, О.Бабанов, К.Рыспаев, Д.Бекешев, Г.Асылбаева, А.Баатырбеков, Т.Зулпукаров, У.Примов, И.Омуркулов, К.Зулушев, О.Артыкбаев и Р.Туманбаева.

Инициатива внести изменения в действующий Регламент ЖК КР ставит под угрозу системное развитие парламентаризма в Кыргызской Республике, а также ставит под сомнение истинную цель деятельности Жогорку Кенеша- построение эффективного, современного, стабильно работающего высшего представительного государственного органа, осуществляющего законодательную власть и контрольные функции.

Проект закона содержит ряд недемократических положений, которые негативно отразятся на качестве принимаемых парламентских решений и, в целом, на развитие страны:

  1. Принципы политического многообразия, свободного выражения мнения и коллегиального принятия решений закреплены в текущих Парламентских процедурах – в Законе КР «О Регламенте ЖК КР». Законопроект предлагает внести норму о прекращении деятельности коалиции в случае роспуска коалиции ее руководителем или уполномоченным представителем. (п/п2 п.10 ст. 14 проекта Закона). В случае принятия этой нормы меняется принцип работы и взаимодействия фракций внутри коалиции – решения будут приниматься не путем голосования членов коалиции, а единолично ее руководителем, без внутренних коалиционных дискуссий и голосования;

 Законопроект предлагает лишить право Координационного совета (коллегиальный орган, куда входят лидеры всех фракций, руководство ЖК и председатели всех комитетов ЖК) формировать составы направляемых за рубеж официальных парламентских делегаций (объем полномочий делегаций, их руководителей и сопровождающих лиц) и передает это право Торага ЖК. Также законопроектом исключается право профильного комитета по международным делам принимать решение о выезде депутата в страны ближнего и дальнего зарубежья в соответствии с международными договорами, соглашениями, программами и на основании приглашения – это право также передается Торага ЖК. Практика работа созывов ЖК до 2010 года показывает, что такие широкие полномочия Торага ЖК по данному вопросу приводили к ограничению депутатов от оппозиционных фракций к широкой международной деятельности, и они изредка попадали в составы парламентских делегаций.

  1. Законопроект разрушает установленный принцип открытости (ст. 4 действующего закона).

Действующая норма обязывает размещать на сайте ЖК как сам текст решения, так и результаты голосования. Общественности и избирателям необходимо знать о политической и гражданской позиции депутатов и фракций по особо важным и стратегическим государственным вопросам, обсуждаемым в режиме закрытого заседания! Новый Законопроект исключает обязанности ЖК размещать на сайте ЖК результаты голосования по вопросам, обсуждаемым в режиме закрытого заседания (п. 8 ст. 36 законопроекта)!

Угрозу этому принципу также несут предложения инициаторов законопроекта изменить механизм аккредитации СМИ в ЖК, основания ее лишения. Законопроект передает право утверждать Правила аккредитации (в действующей редакции Положение) Торага Жогорку Кенеша (в действующей редакции это – обязанность Жогорку Кенеша). В случае принятия этой нормы правила аккредитации и основания ее лишения могут меняться довольно часто, без широкого обсуждения депутатами ЖК.  Это норма снизит возможность участия самих журналистов и СМИ в детальном и открытом обсуждении процедур и стандартов взаимодействия и их совместной работы с ЖК.

  1. Права и обязанности депутатов ЖК. Законопроект предлагает исключить норму в ст. 41 об обязанности депутата присутствовать на заседаниях Жогорку Кенеша, фракций, комитетов и временных комиссий. Эта инициатива вызывает много вопросов, и самый главный, как депутат может осуществлять свою прямую деятельность без личного присутствия на заседаниях ЖК и его органов?
  1. Законодательный процесс. Законопроект предлагает установить право инициатора отозвать законопроект на любой стадии его рассмотрения в ЖК (действующая редакция дает возможность отзыва законопроекта до его принятия в первом чтении – ст. 48). Рассмотрение законопроекта является сложным механизмом с привлечением множества парламентских ресурсов как человеческих, так и финансовых. Отзыв законопроекта на ранних этапах законодательного процесса минимизирует расходы ЖК. Если станет возможным отозвать законопроект на любой стадии, то это снизит качество инициируемых законопроектов и негативно отразится на рациональном использовании ресурсов ЖК.

 Законопроект предлагает изменить концепцию рассмотрения проектов законов в первом чтении. (ст. 56 проекта) В случае принятия предложенной редакции станет возможным внесение поправок в режиме первого чтения (принятие поправок означает открытие процедуры прений и выступлений по поправкам). Это приведет к поспешно принятым поправкам и снижению вопроса рассмотрения концепции проекта, его актуальности и важности!

  1. Осуществление парламентского контроля. Законопроект предлагает дать право Жогорку Кенешу досрочно прекратить парламентское расследование по собственной инициативе (п. 6 ст. 107 проекта). Назначение парламентского расследования является важным контрольным механизмом, в связи с чем законодательная возможность его досрочного прекращения без обсуждения заключения по итогам расследования, без принятия политического парламентского решения и опубликования его результатов на сайте ЖК  станет значительным риском для страны, предметом политического давления и манипулирования со стороны заинтересованных групп.
  1. Финансирование Жогорку Кенеша КР. Законопроект предлагает расширить список фондов, создаваемых в ЖК. Ст. 163 проекта предусматривает создание резервного фонда Торага ЖК, фонда депутата ЖК, фонда парламентской фракции и фонда комитета (на два фонда больше, чем в настоящее время).

Встает вопрос о необходимости такого количества фондов в ЖК, и как это повлияет на качество деятельности депутатов (хотя они являются также и членами фракций!), фракций, комитетов?

  1. Также законопроект содержит ряд других положений, которые затрагивают такие вопросы, как значение и статус заключений фракций по некоторым вопросам, изменение порядка прохождения законопроектов, сроков предоставления отчетов должностных лиц и государственных органов в ЖК и другие важные аспекты.

Представители гражданского общества – Сеть «Ачык Кенеш» настаивают на том, чтобы депутаты не принимали скоропалительно данный законопроект в том виде, в котором он выносится на обсуждение в Палату.

Мы настоятельно рекомендуем:

  1. В случае необходимости улучшения парламентских процедур сформировать расширенную Рабочую группу с участием экспертов с целью проведения анализа правоприменительной практики реализации Закона КР «О Регламенте ЖК КР», и разработать новый проект закона о внесении изменений и дополнений, с учетом результатов всех необходимых специализированных экспертиз;
  2. Комитету конституционного законодательства, государственного устройства, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК следует провести расширенные парламентские слушания с целью доработки проекта либо отклонить данный Законопроект, как противоречащий основополагающий принципам открытости и подотчетности Законодательного органа перед своими избирателями;
  3. Неукоснительно следовать действующему Регламенту ЖК КР, который был принят депутатами V созыва, как самый прогрессивный Закон, регулирующий деятельность Законодателей.

С уважением,

Сеть НКО «Ачык Кенеш»

 Для справки:

Сеть НКО «Ачык Кенеш» была создана в июне 2016 года представителями НПО с целью усиления деятельности Жогорку Кенеш КР, местных Кенешей и улучшения качества принимаемых ими решений через общественный мониторинг и оценку, проведение исследований и экспертный анализ, предоставление рекомендаций и аналитических отчетов, а также проведение образовательной и просветительской работы.   

Контакты: Координатор Сети – «МЦ Интербилим» по тел: 0312-456410, 0553602375 или направлять письма по адресу: interbilim@gmail.com

21.06.2016

Комментирование запрещено.