Президенту Кыргызской Республики Депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Общественности Кыргызстана Обращение представителей НПО Кыргызстана относительно законопроекта об иностранных агентах
25 февраля 2016 года г. Бишкек
4 июня 2015 года Парламент Кыргызстана V созыва принял в первом чтении проект закона об иностранных агентах[1], инициированный депутатами Бакир уулу, Мадалиевым и Нарматовой. Ожидается, что в феврале-марте 2016 года Парламент рассмотрит данный законопроект во втором и третьем чтениях
Законопроект вызвал большой общественный резонанс, так как, в случае его принятия, он может превратить Кыргызстан в тоталитарную страну, где попираются права человека, и оставить без работы десятки тысяч граждан, занятых в некоммерческом секторе.
В одном из своих интервью перед журналистами 27 декабря 2014 года Президент Атамбаев А.Ш., комментируя законопроект, справедливо заметил, что в мире существуют две модели относительно законов об иностранных агентах: (1) Закон США FARA 1938 года и (2) Законы России принятые начиная с 2012 года. Это верно – эти две модели совершенно разные и имеют принципиальные отличия друг от друга.
В Законе США FARA нет ни одного слова – некоммерческая организация (НКО), закон не ограничивает их деятельность и не направлен против них. В США не выделяют НКО в особую категорию организаций, представляющих угрозу национальной безопасности. Согласно FARA иностранным агентом может быть признано любое физическое или юридическое лицо (например, гражданин, иностранный гражданин, коммерческая компания или некоммерческая организация), действующее «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного заказчика» и способствующее принятию тех или иных решений государственными органами США «в интересах иностранного заказчика». FARA был принят с целью выявления тех лиц, которые действуют от имени и в интересах иностранных заказчиков – иностранных государств, организаций или частных лиц, − лоббируют их интересы в государственных органах США, а также через должностные лица Правительства США. Согласно FARA, если гражданин или организация не проталкивают принятие решений в интересах «иностранного заказчика» перед властями США, они не могут быть признаны «иностранным агентом», даже если они получают финансирование из иностранных источников для осуществления своей деятельности. В США тысячи НКО финансируются из иностранных источников, и при этом они не входят в реестр «иностранных агентов».
В законах России об иностранных агентах, принятых начиная с 2012 года, использованы некоторые элементы из FARA, но эти законы в основном приняты в целях ограничения деятельности НКО. Согласно законам России, «иностранными агентами» не могут быть признаны граждане, иностранные граждане, коммерческие компании или государственные служащие, даже если они финансируются из иностранных источников и проталкивают решения в государственных органах России в интересах иностранных государств, компаний и граждан. Согласно законам России, чтобы признать НКО «иностранным агентом» достаточно двух фактов (1) финансирование НКО из иностранных источников, (2) вовлеченность НКО в политическую деятельность. При этом, определение понятия «политическая деятельность» в законах России дано настолько широко, что это дает возможность отнести к числу «иностранных агентов» любую активно действующую НКО, получающую хотя бы малую часть своего финансирования из зарубежных источников. Например, в 2013 году в России прокуратура направила предупреждение НКО «Помощь больным муковисцидозом[2]», которая отказалась зарегистрироваться в новом статусе – в качестве «иностранного агента». Также «иностранным агентом» был признан «Дальневосточный заповедник по охране журавлей», который осуществлял ряд совместных с иностранцами проектов и получал гранты из-за рубежа[3], что является абсурдным и было бы совершенно недопустимо согласно Закону США FARA.
К сожалению, законопроект об иностранных агентах, инициированный в Парламенте Кыргызстана депутатами Бакир уулу, Мадалиевым и Нарматовой, полностью скопирован с законов России.
Страны бывшего СССР, в том числе Кыргызстан, начали строить демократию совсем недавно – 24 года назад. Политики этих стран, в том числе авторы законопроекта об иностранных агентах, предлагая такого рода законопроекты, пытаются «изобрести колесо» для регулирования деятельности НКО, так как не имеют представления о том как нужно рационально регулировать их деятельность, а также о сложившейся практике регулирования деятельности НКО в демократических странах.
Важно всегда помнить о том, что граждане создают НКО в случаях, когда они реализуют одно из основных неотъемлемых прав человека – право на объединение. В статье 20 «Всеобщей декларации прав человека» говорится, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций (объединений). Граждане объединяются для того чтобы (1) быть услышанными властями по тем или иным вопросам, (2) помогать нуждающимся, (3) осуществлять общественно-полезную деятельность. Следует отметить, что граждане Кыргызстана уже научились пользоваться этим правом, например, за всю 24 летнюю историю независимого Кыргызстана больше всего НКО было создано в 2010 году, после Апрельской революции и межэтнического конфликта на юге страны. Тогда в течение одного года были созданы около 1 400 НКО: родственниками погибших; людьми, раненными во время этих событий; предпринимателями, пострадавшими от мародерства; представителями молодежи, которые хотели принимать более активное участие в развитии страны и многими другими категориями граждан.
В развитых странах, которые строят демократию уже сотни лет, сформировались стандарты по регулированию деятельности НКО. Эти стандарты формировались в ходе рассмотрения Комитетом ООН по правам человека споров, возникавших между гражданами и НКО, с одной стороны, и властями той или иной страны, с другой стороны. Решения Комитета по рассмотренным делам становились прецедентами, т.е. становились обязательными при разрешении аналогичных дел и регулировании аналогичных отношений в дальнейшем. В настоящее время образцовым документом в области регулирования права на свободу объединения являются «Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе», утвержденные Советом Европы 13 ноября 2002 году.
В демократических странах НКО по процедуре регулирования их деятельности делятся на две группы:
- простые НКО – это общественные объединения, фонды, частные учреждения, объединения юридических лиц, общинные организации и т.п.
- НКО, получившие статус благотворительной или общественно-полезной организации.
В демократических странах, также как и в Кыргызстане, деятельность простых НКО регулируется аналогично регулированию деятельности коммерческих организаций: по процедуре регистрации, отчетности перед государственными органами, проверкам со стороны государственных органов, ликвидации и другим требованиям.
Что касается регулирования деятельности благотворительных или общественно-полезных организаций в демократических странах, государство:
- с одной стороны, предоставляет им привилегии:
- налоговые льготы, чтобы они могли зарабатывать от осуществления предпринимательской деятельности и финансировать на эти средства свою общественно-полезную деятельность;
- поощряет бизнес сектор оказывать им финансовую помощь, путем предоставления предпринимателям налоговых послаблений по суммам оказанной помощи.
- с другой стороны, устанавливает для них более жесткие требования по прозрачности и отчетности:
- предоставление дополнительного отчета;
- прохождение ежегодного независимого финансового аудита;
- публикация отчетов на специальных сайтах.
Рассматриваемый Парламентом законопроект об иностранных агентах предусматривает применение таких жестких требований по прозрачности и отчетности ко всем НКО, даже тем, которые не имеют статуса благотворительных организаций и не пользуются никакими привилегиями. Тем самым законопроект об иностранных агентах разрушает стройную систему регулирования деятельности НКО, которая применяется в демократических странах.
Очевидно, что если Парламент и Президент страны примут законопроект об иностранных агентах, предложенный депутатами V созыва Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакир уулу, Мадалиевым и Нарматовой, Кыргызстан войдет в число тоталитарных стран, где попираются основополагающие права человека.
Мы искренне надеемся на то, что Президент и Парламент Кыргызстана:
- продолжат построение в Кыргызстане подлинно демократической страны, что предусмотрено Конституцией Кыргызской Республики,
- отклонят законопроект об иностранных агентах, предложенный депутатами V созыва Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакир уулу, Мадалиевым и Нарматовой.
С уважением,
- АЦПГО, исполнительный директор Татьяна Темирова
- ОО «МЦ Интербилим», директор Асыл Айтбаева
- Ошский филиал ОО «МЦ Интербилим», Гульгакы Мамасалиева
- ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан», Толекан Исмаилова
- «Бир Дуйно-Ош», Хусанбай Салиев
- ОФ «Перемена», исполнительный директор Алмаз Тажибай
- Форум ЖНПО, исполнительный директор Стакеева Бермет
- ОФ «Координационный Центр поддержки Гражданского общества» г.Джалал-Абад, председатель правления Эльмира Мавлянова
- ОО «Нео Парадигма», Нурлан Карымшаков
- ОЮЛ «Ассоциация Кризисных Центров», исполнительный директор Елиференко А.Б.
- ОО «Youth of Osh», исполнительный директор Акмарал Сатинбаева
- ОО «Бишкекский Женский Центр», председатель Координационного Совета Гульнара Айтбаева
- БФ «Коко- Тенир», Тынара Джумабаева, председатель правления
- ОО «Наш век», Чинара Айтбаева
- ОО «Кыргызский Альянс Акушеров», исполнительный директор Асель Орозалиева
- ОО «Адамзат ден соолугу», исполнительный директор Максат Мукамбетов
- ОО «Новатор», Айгуль Тапаева
- Институт политики развития, председатель правления Надежда Добрецова
- ОФ «Феномен», президент Султаналиев Искендер
- Центр Содействия Международной Защите, директор Акылбек Ташбулатов
- ОФ «Келечек Плюс», директор Толбаева Ф.С.
- ОФ «Voice of Freedom», председатель правления Динара Саякова
- ОФ «Инсан Лейлек», руководитель Сагынбек Сейдалиев
- ОО «Социальная деревня Манас», руководитель Гульбарчын Такырбашева
- ОО «Фоат», председатель правления Тургунбек Атабеков
- ОО «Ак ният», председатель правления Асабилла Хабиев
- ОФ «ЦДМСИ За счастливое детство», директор Зубайра Исраилова
- ОО «Арыш», директор Мааматкул Айдаралиев
- Альянс Либеральной молодежи «Свободное Поколение»
- ОО «КАПС», директор Бозгорпоева Бактыгуль
- ОФ «ПК Адилет»,
- ОФ ISEDA, председатель правления Икбола Бахрамова
- ОФ «Луч Соломона», председатель Правления Махмудов Садык
- Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР, исполнительный директор Наталья Шипп
- Антикоррупционный деловой совет Кыргызской Республики, председатель правления Нурипа Муканова
- ОФ «Институт детства», Нуржамал Джакубова
- ОФ «Жаны Башат» фонд поддержки детей и взрослых лиц с инвалидностью в Чуйской области, руководитель Жылдыз Ракымбаева
- ОО «Центр защиты детей, директор Мира Итикеева
- ОФ «Голос свободы», Сардар Багишбеков
- «АСЫЛ-АЙ» коому, Жаркулова Жумакан
- ОО «Комитет родителей студентов», руководитель Галина Давлетбаева
- ОО «Нуржолбер», Суюн Жумалиева
- ОО «Ассоциации родителей детей – инвалидов» (АРДИ), руководитель Тамара Жумабекова
- Национальная сеть «Жанырык»
- ОФ «Благодать», руководитель Рахат Шакирова
- ОФ «Семья каждому ребенку», председатель Зейнеп Эшмуратова
- ОФ «Мастер радости», руководитель Химия Суеркулова
- ОФ «Альтернатива в наркологии», руководитель Ирина Пугачева
- ЦЧР «Древо жизни», директор Калия Молдогазиева
- ОО Кризисный психологический Центр для женщин и семьи «ЭЛСЕН», председатель правления Гульаим Осмоналиева
- ОО «Эл агартуу», председатель правления Тулегабылова Нуржан
- ОО «Каунтерпарт- Шериктеш», исполнительный директор Елена Адкина
- Союз инвалидов «Равенство», председатель правления Гульмира Казакунова
- ОФ «Юнисон», директор Нурзат Абдырасулова
- ОО «Интеграция сообществ», директор Асель Карымшакова
- Ассоциация женских сообществ Ысыккуля, председатель Намазова Айнакан
- ОФ «Эгида-Шанс», руководитель Иванова Е
- ОО «Айыл демилгеси», исполнительный директор Айнур Мадраимова
- ОФ «Эльназ», директор Гульнара Исбасарова
- ОО «Вентус», председатель правления Камиль Рузиев
- Школа миротворчества и медиатехнологий, директор Инга Сикорская
- ОФ «Содействие экономическому развитию и образованию», директор Данияр Муканбетов
- ОФ «Луч солнца» г. Кызыл-Кия, директор Светлана Халбаева
- ОО «Герои седьмого Апреля» Сопредседатель Губе Исмар Лугманович
- ИСЦ «АКОС» Представитель Джангазиев Жаныбек Исаевич
- ОО Кризисный Центр «Сезим», Бюбюсара Рыскулова
- ИАЦ, руководитель Мамакеева Замира Токторбековна
- ОФ «СПИД Фонд Восток-Запад в Кыргызской Республике», председатель Правления Шумская Наталья
- Лига защитников прав ребенка, Назгуль Турдубекова
- Коалиция НКО по продвижению социально- экономических прав детей и женщин
- ОФ «Эгль», директор Чолпон Омурканова
- ОФ «Инфо-центр Рейнбоу», директор Фатима Кошокова
- ОБФ «Дом матери», директор Гульмира Тыналиева
- ООСЖ «Нур- Жылдыз», председатель Эдилова А.К
- ОО «Социум», исполнительный директор Эстебесова Б. А.
- Ассоциация Кыргызской Коалиции по борьбе с туберкулезом», директор И. Лебузов
- ОФ «Рентген Медиа», директор Сыдыкова Чинара
- ОФ «Просвет», президент Эркин Мусаев
- Ассоциация «Партнерская сеть», Айбар Султангазиев
- ОО «Шоола Кол», председатель правления Антонина Ли
- ОО «Лидер», председатель Джамал Асаналиева
- ОФ «Центр исследования демократических процессов», Лариса Илибезова
- ОО «Алга», директор Ольга Джанаева
- ОБФ «Боорукерлик», исп. директор Светлана Лавриненко
- Кризисный Центр «Ак- журок», директор Дарикан Асилбекова
- ОО «Рука в руке», председатель Джылдыз Садыкова
- Нарынское общественное объединение родителей по защите прав детей, президент Шарапат Актанова
- ОО «Специальная олимпиада Кыргызской Республики», руководитель Амир Раимбеков
- ОФ «Институт Медиа Полиси», директор Бегаим Усенова
- ОО «Ассоциация родителей детей – инвалидов» (АРДИ), руководитель Тамара Дыйканбаева
- НПО «Баястан» (г. Нарын), директор Турдубубу Шамуратова
- Кризисный центр «Тендеш» (г. Нарын), директор Света Саякбаева
- ОО «Журналисты», Марат Токоев
- ЦЗПЧ «Кылым шамы», директор Азиза Абдирасулова
- ОФ «Позитивный диалог», директор Мухайё Абдураупова
- ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество», исполнительный директор Азамат Адилов
- ОФ «Открытая Линия»
- ОФ «ДИА», директор Ормонова Авазкан
- ОЮЛ Ассоциация «Таза Шайлоо», исполнительный директор Айнура Усупбекова
- ОО «Сommunity Development Alliance», председатель Правления Айгуль Мусаева
- ОО «Нур Бала», председатель Жылдыз Турдугулова
- МВО «Лидерство», руководитель Анастасия Стыценко
- ОО «Даанышман Жумгал Кабары», директор Жапарбек Допоев
- ОФ «Подруга», председатель правления Надежда Шаронова
- НКО «Дом Мира», директор Кангельдиева Гульсана
- ОФ «ЦИМИР», директор Венера Сабирова
- ОО «ГармонияПлюс», председатель правления Гульшара Орозбакова
- Ассоциация «Кыргызстан айылдык ден соолук комитеттери», Айгуль Ильязова
- Председатель Общественного совета МИД КР, Макеев Эркин
- Региональный представитель ОФ Коалиция «За демократию и гражданское общество» в Таласе, Шамиль Мурат
- Федерация профсоюзов Кыргызстана, Бабаева Рысгуль
- Преподаватель КНУ им. Ж. Баласагына, Сооронкулова К.
- Движение “Жаңы Муун”, Турдукулов А.
- Кризисный центр “Сезим”, Джумадылова А.
- ОО “Правозащитное движение: Бир Дуйно – Кыргызстан”, Турсуналиев У.
- ОО “Правозащитное движение: Бир Дуйно – Кыргызстан”, Баякеева К.
- Общественный фонд “Белек”, Коптонбаев Т.
- Общественный фонд “Эпицентр”, Юн О.
- АПСВ “Партнерскаская сеть”, Ибраимов У.
- Независимый журналист, Сатаркулов Б.
- Независимый эксперт, Балыбаева А.
- Проект «Мирный диалог», Нурумбетов У.
[1] Проект Закона КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской
Республики», которым предлагается внесение изменений и дополнений в Закон КР «О некоммерческих
организациях», Закон КР «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов
(представительств)» и Уголовный кодекс КР.
[2] Муковисцидоз – наследственное заболевание, характеризующееся системным поражением экзокринных
желез и проявляющееся тяжелыми расстройствами функций органов дыхания, желудочно-кишечного
тракта и ряда других органов и систем.
[3] Доступно на сайте http://lenta.ru/news/2013/05/17/political
Комментирование запрещено.