ОО Шоола- Кол: То, какая судьба ожидает малышей с инвалидностью, зависит также и от нашей помощи, помощи НКО

На сегодняшний день  360 детей с ограниченными возможностями Тонского района Иссык-кульской области имеют инвалидность по причине физических, интеллектуальных или сенсорных нарушений. Из них примерно 280 детей не посещают школы. По данным  Тонской районной больницы количество детей, рождающихся с выраженными аномалиями, медленно увеличивается. 5 особенных малышей родились только за последние три года. Какая судьба ожидает этих малышей?

Наша программа «Раннего вмешательства» явилось   первой  ласточкой в  районе, которая начала включать в инклюзивный процесс семьи, имеющие особых детей, в образовательную среду  в сельской местности. Начался сдвиг в вопросах раннего  развития особых  детей в изолированных семьях,  которые выпали из зоны « видимости» как государственных структур, так и местного сообщества. Местное сообщество и родители  имели возможность убедиться в эффективности программы Раннего Вмешательства, как инструмента инклюзии (включения) детей. Реализация программы в 6 селах помогла родителям не только выяснить уровень развития своего  ребенка, но и  начать обеспечивать  детям правильный уход и благоприятные условия  для развития в семьях,  приближать таких детей к «норме», чтоб в дальнейшем они  не были подвергнуты различного рода нарушениям в процессе своей  жизни.

У  одного пятилетнего ребенка одна из форм  ДЦП – спастическая диплегия, несмотря на то, что имеет серьезные нарушения  двигательной системы и спастику, ему очень нравятся наши  занятия. Мама часто находится в депрессионном состоянии, год назад у нее умер муж, кроме этого ребенка, в семье есть еще четверо детей. Мама  отдавала предпочтение занятиям по развитию двигательных нарушений сына, но после  занятий по зрительному восприятию, мелкой моторике и речи, она призналась: «Я поняла, что мой сын оказывается очень многое может, он сейчас может распознать 5 цветов, может показывать головой, где верх- низ, направо и налево, ему очень трудно дается произношение, но он может запомнить  4 строчки стихотворения, до начала обучения этого я  и не знала, надеюсь, последующие занятия наполнят его жизнь интересом  и смыслом».

Уже проложен,  как говорят педагоги, « мостик доверия» между специалистами, детьми и родителями, хотя этот мостик было очень трудно проложить, так как отсутствие положительной динамики у детей с серьезными нарушениями, вызывает недоверие родителей ко многим специалистам. Для нас «достижением», в первую очередь, было присутствие и участие в программе выявленных 15 семей, имеющих  детей с различными нарушениями раннего возраста.

Семьи не привыкли регулярно заниматься с детьми из-за элементарных бытовых условий, которые часто не создаются для детей. Родители не  имеют знаний и навыков, а также не имеют финансовой возможности. Все же материальная потребность в  этих семьях преобладает из-за уязвимости и бедности многих.

И самым важным результатом для нас было высказывание самих родителей: «Наши дети так долго были в изоляции, теперь стали обучаться. У нас появилась надежда, что наши дети в будущем будут успешны». Значительно вырос интерес у местной общественности и родителей  к обучению детей в раннем возрасте, что дает надежду на переход программы Раннего вмешательства от единичных случаев  к ее более широкому применению.  Проект в целом   содействовал  расширению понимания властей и местного сообщества о необходимости работы по данной программе, как более инновационной и эффективной  деятельности в сфере ранней детской инвалидности.

В результате оценки  нашей работы были выявлены положительные перемены в семьях и  окружении. Эффективность данной  программы заключалась  в получении этих достижений не только самими детьми и родителями, но и в изменении отношения  местного сообщества.

Оценка программы исходила из изучения следующих проявлений: польза для конкретных 15 детей с особыми нуждами; увеличение влияния на политику, практику, идеи и взгляды  инклюзивного образования через реализацию программы Раннего вмешательства; увеличение участия детей в  жизнедеятельности местного сообщества; уменьшение или отсутствие дискриминации по отношению к детям и их семьям окружающими; упрочившееся партнерство и улучшение взаимодействия органов власти на местном уровне; создание и развитие педагогических технологий направленных на включение всех детей;

Осуществление качественной методологии программы Раннего вмешательства, переведенной и адаптированной  к местной специфике, продемонстрировало заметное влияние на семьи и на развитие 15 детей с ограниченными возможностями.  В дальнейшем мы намерены включить еще 4 новых населенных пункта для работы по проекту.

Были достигнуты следующие результаты:

  • регулярная работа на дому с детьми  по оказанию услуг развития и обучения  охватила  15 семей   в обучающий  инклюзивный процесс;
  • родители 15 детей были вовлечены в процесс ежедневной абилитации (лечебные и/или социальные мероприятия, направленные на адаптацию их к жизни), что обеспечило непрерывность занятий на дому;
  • был получен бесценный опыт по пересмотру традиционных установок и многим методам работы с семьями и детьми с особыми возможностями;
  • у 12 детей, включенных в программу Раннего вмешательства, наблюдается положительная динамика в разных областях развития.

Изменился наш инклюзивный взгляд на качество образования, он заключается в том, чтобы содействовать включению одного лица или группы через процесс получения знаний в более широкую жизнь общества.

Бакова Чынара, Саралаева Кыял

 

Комментирование запрещено.